Для диагностики нарушений слуха и определения степени их выраженности речевая аудиометрия играет очень важную роль. Однако, чтобы корректно ее провести и безошибочно интерпретировать полученные результаты, необходимо в точности соблюдать правила проведения процедуры и знать референтные значения. Давайте рассмотрим эти аспекты подробнее.
Речевой аудиометрией называют функциональный метод исследования, при котором определяется, насколько хорошо пациент способен слышать и разбирать речь. Для этого используют звуковые стимулы сложной формы — слоги, слова и словосочетания, а их аудиометрические параметры в ходе диагностики изменяют. Речевая аудиометрия часто выполняется в комплексе с другими методиками исследования и может преследовать цель как первичного выявления проблем со слухом, так и контроля лечения или требоваться для подбора слухового аппарата.
Данное аудиометрическое исследование проводится за счет изменения громкости речи. Таким образом, порог давления превышает 20 мкПа. Когда диагностика выполняется при проблемах с разборчивостью речи, попеременно используют двусложные словоформы, а чтобы выявить максимальную дискриминацию — односложные.
Во время речевой аудиометрии пациенту, находящемуся в наушниках, транслируют записанную речь. Он, в свою очередь, повторяет те, что понял. Специалист фиксирует, сколько звуковых единиц и на какой громкости определены правильно. Чтобы быстро и целенаправленно оценить уровень тугоухости, может назначаться стандартизированная проба, при которой сперва называют многосложные числительные, а уже потом при необходимости переходят к более простым словоформам.
В ходе исследования специалист фиксирует три основных показателя громкости звука.
Специалисту, проводящему исследование, необходимо знать специфику некоторых звуков, а также то, как они произносятся мужским и женским голосом. Так, частота звука для мужчин составляет 125 Гц, а для женщин в два раза больше. Гласные звуки слышат громче согласных примерно на 10-20 дБ, т.к. их частотный диапазон составляет 500-4000 Гц. Ряд согласных же, например, буквы «с» или «т» в словах не воспринимаются пациентами с нарушением слуха на высокой частоте.
Аудиограмма представляет собой графики кривых, по которым специалист дает количественную оценку слуха. На ней в процентном соотношении изображается количество речевых единиц, которые пациенту удалось расслышать в сериях различной сложности. Важно помнить, что график будет зависеть не только от уровня слуха, но и от словарного запаса испытуемого и его когнитивных функций.
По аудиограмме может определить такие показатели, как:
При некоторых патологиях речевые и тональные аудиометрии могут отличаться друг от друга. Как правило, так происходит, когда имеется нарушения в работе ретрокохлеарного отдела слухового анализатора. В данной ситуации показатели слышимости на тональной аудиограмме будут значительно выше, чем на речевой. При наличии таких результатов рекомендуется провести дополнительные исследования для контроля функции распознавания речи. Иногда для выявления нарушений в работе ЦНС, которые являются причиной снижения слуха, требуются такие сложные диагностические методы, как дихотическая речевая проба Фельдмана.
Изложенные выше нюансы помогут сделать проведение речевой аудиометрии более точным информативным, а интерпретация результатов не составит труда.